Литература
Аннотация рабочей программы по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе для 5 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ООО.
На изучение курса литературы в 5 классе –102 ч.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. Курс литературы выстраивается с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно- ориентированного подходов к обучению, в русле которых происходит изучение произведений, художественное восприятие произведений, освоение теоретико-литературными понятиями, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Цели:
- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.
Задачи обучения:
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5 класса.
Курс литературы в 5 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Основные образовательные технологии:
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения, технология развития критического мышления.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий или промежуточный, тематический, итоговый и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), – задания по учебнику (чтение раздела, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения.
Директор МАОУ лицея № 11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотацию рабочей программы учебного предмета «Литература» составила Олифиренко Т.Г.
________________________________________________
Аннотация к рабочей программе по литературе ФГОС 10-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 10-11 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской программы по литературе Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение, 2016) учебного плана МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина на 2022-2023 учебный год.
Обоснование выбора программы
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплект, ориентированный на базовый уровень изучения литературы и содержащий необходимый материал по всем разделам Примерной программы:
Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. Н. Романова, Н. В. Шуваева; [под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — М.: Просвещение, 2019.
Актуальность
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
•освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
•овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основные задачи:
•приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
•овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных текстов, в том числе и чтения наизусть;
•свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
•навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
•отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
•овладение способами свободного владения письменной речью;
•освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;
•приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета отводится 136 часов. В том числе: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю) в 11 классе – 68 часа (2 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в 10-11 классах:
Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. — М. : Просвещение, 2020 · Русский язык и литература.
Литература. 11 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. — М. : Просвещение,2020.
Директор МАОУ лицея № 11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотацию рабочей программы учебного предмета «Литература» составила Пашкова Т.В.