Биология
Аннотация рабочей программы по биологии 5 - 9 классы
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественнонаучной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Содержание образования предмета - биология.
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
На изучение предмета отводится 272 часа за 5 лет обучения: из расчёта 5-6 классы — 1 час в неделю, в 7—9 классах — 2 часа в неделю.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Обучение ведется по учебникам Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.; под редакцией Пономаревой И.Н. Биология, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение», 2020.
Формы контроля
Биологические диктанты, тестовые работы, лабораторные работы, сообщения и доклады на биологическую тему. В старших классах - самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка проектов), практическая работа, зачет.
Директор МАОУ лицея №11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотация рабочей программы составлена учителем биологии Асатрян А.Ю.
___________________________________
Аннотация рабочей программы по биологии 6 - 9 классы
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта, на основе авторской программы по учебному предмету «Биология. 6-9 классы» И.Н. Пономарева, предметная линия учебников И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Издательский дом Вентана-Граф, 2020г. Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Содержание образования предмета - биология.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности. На изучение предмета отводится 238 часов за четыре года обучения: из расчёта 6 класс — 1 час в неделю, в 7—9 классах — 2 часа в неделю.
Цель изучения дисциплины.
Сформировать системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы, приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Для достижения целей ставятся задачи:
Образовательные:
усвоение знаний о том, что:
- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;
- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.
Развивающие:
- формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.
Воспитательные: Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.
Обучение ведется по учебникам:
6 класс – Биология. Растения. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.: Просвещение, 2022.
7 класс –Биология. Животные, В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.: Просвещение, 2022.
8 класс – Биология. Человек, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш: Вентана-Граф, 2021.
9 класс – Биология. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.: Просвещение, 2021.
Формы контроля
Биологические диктанты, тестовые работы, лабораторные работы, сообщения и доклады на биологическую тему. В старших классах - самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка проектов), практическая работа, зачет.
Директор МАОУ лицея №11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотация рабочей программы составлена учителем биологии Асатрян А.Ю.
___________________________________
Аннотация рабочей программы по биологии базовый уровень 10 - 11 классы
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2019, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: биология как наука; методы научного познания; клетка; организм; вид; экосистемы. При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.
На уровне среднего общего образования рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы). Общее число учебных часов за два года обучения составляет 68 ч, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 10 классе, 34 ч (1 ч в неделю) в 11 классе.
Цели изучения биологии в средней основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных понятий и явлений биологии, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о биологической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явле¬ний природы, о закономерностях процессов;
формирование убежденности в познаваемости окружаю¬щего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих спо¬собностей учащихся, а также интереса к расширению и уг¬лублению биологических знаний и выбора биологии как про¬фильного предмета.
Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение следующих задач:
Формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
Выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Обучение ведется по учебникам:
10 класс – Биология. Базовый уровень. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.Н. Кузнецова - М.: Просвещение, 2019.
11 класс – Биология. Базовый уровень. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, М.Г. Сергеев - М.: Просвещение, 2019.
Формы контроля
Биологические диктанты, тестовые работы, лабораторные работы, практическая работа, самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка проектов), уметь решать генетические задачи.
Директор МАОУ лицея №11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотация рабочей программы составлена учителем биологии Асатрян А.Ю.
___________________________________
Аннотация рабочей программы по биологии углубленный уровень 10 - 11 классы
Рабочая программа разработана на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (углубленный) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (углубленный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, Л.В. Высоцкая, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2019. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов среднего (полного) общего образования по биологии на профильном уровне, полностью отражающая содержание примерной программы. В системе естественнонаучного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании научной картины мира, экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.
В соответствии с ФГОС СОО биология является обязательным предметом на уровне среднего общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 204 часа за два года обучения: из расчёта 10 класс — 3 часа в неделю, 11 класс — 3 часа в неделю. В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.
Изучение биологии в 10-11 классах на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Задачи:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования;
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;
продолжить формирование у школьников общеучебных умений; умения находить проблемы, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы.
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
развивать критическое мышление, закрепить умение достигать поставленной цели;
развивать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности.
Обучение ведется по учебникам:
10 класс – Биология. Углубленный уровень. Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц,А.О. Рувинский, О.В. Саблина - М.: Просвещение, 2019.
11 класс – Биология. Углубленный уровень. П.М. Бородин, Г.М. Дымшиц, М.Г. Сергеев, Е.К. Хлесткина, В.К. Шумный, Л.Н. Кузнецова, О.В. Саблина - М.: Просвещение, 2019.
Формы контроля
Биологические диктанты, тестовые работы, лабораторные работы, практическая работа, самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка проектов), уметь решать генетические задач.
Директор МАОУ лицея №11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотация рабочей программы составлена учителем биологии Асатрян А.Ю.
___________________________________
Аннотация рабочей программы элективного курса «Практикум по биологии» 10 - 11 классы
Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии», 10-11 классы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской программы «Биология. Профильное обучение в школе»,
В. И. Сивоглазов, В.В. Пасечник, М.: «Дрофа» 2019.
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Экзамен по биологии – одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗы. С каждым годом выпускной экзамен по биологии в форме ЕГЭ приобретает всё большее доверие школьников.
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.
Цель курса: систематизация знаний основных разделов биологии вирусов, прокариот, грибов, растений, животных, человека для подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
обеспечить более осмысленное усвоение учащимися основных биологических понятий, законов, теорий, научных идей, фактов;
продолжить формирование специальных биологических умений и навыков;
развивать аналитическое и синтезирующее мышление у обучающихся;
развивать навыки учебного труда и самостоятельной работы формировать умения
выделять главное, делать выводы, проводить сравнение процессов
жизнедеятельности организмов разных систематических групп;
воспитывать культуру учебного труда.
Формы контроля
Биологические диктанты, лабораторные работы, практическая работа, самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка проектов), уметь решать генетические задач, тестовые работы в формате ЕГЭ.
Директор МАОУ лицея №11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотация рабочей программы составлена учителем биологии Асатрян А.Ю.