ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СОО-2022 И ФОП СОО
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа основного общего образования (далее – Программа) муниципального
автономного общеобразовательного учреждения лицея № 11 имени
Вячеслава Владимира Рассохина (далее МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина) разработана на основе ФЗ №273 от 29 декабря
2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) и ФОП СОО,
утвержденной Приказом № 371 Минпросвещения
РФ 0т 18.05.2023. Также при реализации ООП СОО
учтены требования:
-
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
-
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания".
При разработке ООП СОО МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части ООП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам
«Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География», «ОБЖ» ООП СОО включает
три раздела: целевой,
содержательный, организационный. Приложением к ООП СОО являются локальные
нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную
образовательную программу.
ООП СОО
является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность
организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Целями реализации ООП СОО являются:
формирование
российской гражданской идентичности обучающихся; воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация
посредством личностно и общественно значимой
деятельности, социального и гражданского становления;
преемственность основных
образовательных программ дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего
общего, профессионального образования;
организация учебного
процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС СОО;
формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;
подготовка обучающегося к жизни в обществе,
самостоятельному жизненному выбору,
продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
организация деятельности
педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ
и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся
и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает решение следующих основных
задач:
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового
образа жизни, высокой
культуры межличностного и межэтнического общения,
овладение основами наук, государственным
языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимся целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП СОО всеми обучающимися, в том числе
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через
систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно
полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников в проектировании
и развитии социальной среды образовательной организации;
включение обучающихся в процессы познания
и преобразования социальной среды (населенного пункта,
района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
организациями, организациями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
ООП СОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы
обучающихся за два учебных года не может составлять менее 2170 часов
и более 2516 часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной
неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения
образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
ООП СОО включает три раздела: целевой,
содержательный, организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи
и планируемые результаты реализации ООП СОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел ООП СОО включает: пояснительную записку;
планируемые результаты освоения
обучающимися ООП СОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения
СОП СОО.
Содержательный раздел ООП
СОО включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных
предметов;
программу формирования универсальных учебных действий
у обучающихся;
рабочую
программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП СОО и разработаны на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения
программы среднего общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся содержит:
цели и задачи, включая
учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных
учебных действий;
описание понятий, функций, состава
и характеристик универсальных учебных
действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности.
Рабочая
программа воспитания направлена на развитие личности
обучающихся, в том
числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения
программы среднего общего
образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной
и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям – нравственным ориентирам, являющимся основой мировоззрения граждан России, передаваемым от поколения к поколению, лежащим
в основе общероссийской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское уникальное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России.
Организационный раздел ООП СОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы среднего общего
образования и включает:
учебный
план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
Календарный план
воспитательной работы содержит перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.
Планируемые результаты освоения ООП СОО соответствуют современным целям среднего общего
образования, представленным во ФГОС СОО
как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.