Русский язык
Аннотация к рабочим программам по учебному предмету «Русский язык» 1-4 класс
УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Системы развивающего обучения Л.В. Занкова», на основе авторской программы, разработанной Н. В. Нечаевой .
2. Цели изучения учебного предмета
Социокультурная цель предполагает формирование: а) коммуникативной компетентности учащихся - развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.
Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников. Задачами курса являются:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. 3. Структура учебного курса.
В период обучения грамоты изучается фонетика, графика, орфография, слово и предложение.
Систематический курс состоит из разделов: фонетика и орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи, текст.
4. Место курса в учебном плане.
Продолжительность курса «Обучение грамоте» по 9 часов 22 недели - 198 часов. Из них:
обучение грамоте по 4 часа - 88 часов, обучение письму по 5 часов - 97 часов, 13 часов резерв. В 1-м классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 50 часов, во 2-м, 3-м и 4-м классах — по 170 часов в год (5 часов в неделю)
6. Структура рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
4. Лист внесения изменений.
_______________________________________
Аннотация к РП по русскому языку 5 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
- овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
- овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
- совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
- развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится - 170 ч. (5 часов в неделю).
Директор МАОУ лицея № 11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотацию рабочей программы учебного предмета «Русский язык» составила Олифиренко Т.Г.
____________________________________
Аннотация рабочей программы по русскому языку 5-9 классов
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897 с изменениями и дополнениями); с учетом основной образовательной программы основного общего образования МАОУ лицея №11 им. В.В. Рассохина, утвержденной педагогическим советом (протокол №1 от 30.08.2021г. ), рабочей программы воспитания МАОУ лицея №11 им. В.В. Рассохина, утвержденной педагогическим советом (протокол от 31.08.2021г. №1)
с учетом УМК: примерной программы по русскому языку «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобр. учреждении» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. – 13-е изд.– М.: Просвещение, 2016. Русский язык. 5 класс.
Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Т.А.Ладыженская М.Т..,
Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/.-5-е изд.М.:Просвещение, 2015,2016. Русский язык. 6 класс. Учебн. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцов и др.; научн. Ред. Н.М. Шанский]. – 7-е изд. – М.: Просвещение,
2016 2017.Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /М.Т.
Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др./.-5-е изд.М.:Просвещение, 2017, 2018. Русский язык. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018 Русский язык. 9 класс.: учеб. для общеобр. организаций./ [С.Г. Бархударов и др.].– М.: Просвещение, 2019,2020.
На изучение предмета отводится 693 часа. В том числе: в 5 классе – 163 часа (5 часов в неделю), в 6 классе – 197 часов (6 часов в неделю), в 7 классе – 129 часов (4 часа в неделю), в 8 классе – 95 часов (3 часа в неделю), в 9 классе – 95 часов (3 часа в неделю).
Содержание русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Общие цели учебного предмета:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
- готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
- Задачи обучения:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Директор МАОУ лицея № 11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотацию рабочей программы учебного предмета «Русский язык» составила Олифиренко Т.Г.
__________________________________________________
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 10-11 класс Базовый уровень
Программа курса русского языка для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе нормативных документов:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебная программа (автор- составитель Гольцова Н.Г.) к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина), опубликованной издательством «Русское слово», 2014.
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Тематическое и поурочное планированию к учебнику «Русский язык для 10-11 классов», Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной, издательство «Русское слово», 2019.
Преподавание русского языка в 10-11 классах ведется по учебнику Русский язык. 1011 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2019 г.
Рабочая программа по русскому языку для 10-ых классов рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в 11-ых – на 68 часов (2 часа в неделю).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования. Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ.
Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области морфологии, орфографии, культуры речи, стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, — формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению.
Директор МАОУ лицея № 11 А.М. Абелян
им. В.В. Рассохина
Аннотацию рабочей программы учебного предмета «Литература» составила Пашкова Т.В.